Юрист Капштык назвал причины перегрева потребительского рынка

Перегрев на российском потребительском рынке и ситуация с ростом цен на продукты питания — это не что иное, как использование производителями и продавцами текущей ситуации в своих интересах. Об этом заявил «Известиям» Юрий Капштык, юрист, медиатор во вторник, 5 октября.

Ранее в этот же день «Известия» со ссылкой на Основные направленияе бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разработанные Минфином в рамках бюджетного пакета, внесенного в Госдуму, писали, что на российском потребительском рынке наблюдаются признаки перегрева, а самая острая ситуация — с ценами на продукты питания. К предпосылкам перегрева ведомство отнесло опережающий рост спроса в 2021 году по отношению к производственным возможностям. Среди внешних факторов — бюджетно-кредитая накачка денег в развитых странах и глобальный дефицит производственных мощностей в отдельных товарных группах.

Эти факторы, по оценке министерства, формируют «повышенный инфляционный фон». Отмечалось, что рост стоимости продуктов не назывался перегревом даже в 2014 году, когда инфляция превышала 10%.

По словам Капштыка, в 2014 году рост цен на продукты не называли перегревом потому, что не до конца было понятно, что происходит, и инфляция тогда была «фактически навязанной» из-за резкого введения антироссийских санкций, которые повлияли на товарные потоки. В результате власти России перенаправили усилия на внутренний рынок, который не был к этому готов. Но он с ним справился и сейчас «несколько стабилизировался», считает эксперт.

Медиатор ометил, что фактически производители и продавцы «вынужденно повышают цены на продукцию, компенсируя свои затраты» на производство. Более того, сейчас, по его словам, предпочтительнее продать товар по ценам текущего спроса, чтобы потом либо перевести деньги в материальные активы, либо в «иные финансово устойчивые валюты», чтобы появилась «гарантия завтрашнего дня». Колебания же рынка отражаются на росте цен на товары первой необходимости, продуктов питания, пояснил он.

Юрист напомнил, что в этом году были засухи, ливни, которые принесли «значительный урон» производителям. Многие предприятия сельскохозяйственной отрасли недополучают ожидаемую запланированную прибыль, не выходят на свои запланированные доходы.

Среди других причин Капштык назвал вынужденное вмешательство правительства России в регулирование цен на топливо, на которое сельхозпредприятия много тратят. Кроме того, из-за последствий пандемии многие отраслевые заграничные предприятия также понесли убытки, в связи с тем что не смогли полноценно работать, подчеркнул он.

Биржевые цены на бензины растут с лета. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) на 5 октября, бензин марки Аи-95 достиг отметки в 59,2 тыс. рублей за тонну по европейскому территориальному индексу. В конце сентября биржевая цена на бензин этой марки побила несколько рекордов, 24 сентября его стоимость поднялась до 60 570 рублей за тонну.

В начале сентября независимые АЗС предложили Федеральной антимонопольной службе (ФАС) принять меры для стабилизации внутреннего топливного рынка. Бизнес попросил решить проблему несоответствия оптовых и розничных цен на бензин, сообщали «Известия» со ссылкой на письмо Независимого топливного союза (НТС) главе ФАС Максиму Шаскольскому. Объединение предложило в том числе увеличить нормативы биржевой торговли — до 25% по бензину и 15% — по дизелю, внести корректировки в механизм демпфера и рекомендовать нефтяным компаниям привести розничные цены в соответствие с оптовыми.

– сообщает Известия

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»