Белорусские тяжеловесы пытаются потеснить американцев из РФ

Белорусский автохолдинг «БелАЗ» заинтересован в производстве своей техники на территории России. Предприятие является одним из крупнейших производителей карьерных самосвалов, занимает около 30% мирового рынка. Компания «БелАЗ» полностью принадлежит государству, в 2019 году его чистая прибыль составила $ 122 млн.

По информации ТАСС, автогигант интересуется возможностью заключения специального инвестиционного контракта (СПИК) на производство «БелАЗов», однако пока официальных заявок в Минпромторг РФ не поступало.

В сентябре замминистра Виктор Евтухов сообщил о заинтересованности Белоруссии в локализации производства тяжёлых самосвалов в Брянске, и российское министерство взяло вопрос в работу.

«Я думаю, что такой проект также может быть реализован на территории РФ», — сказал он.

Между тем, конкурент компании — Caterpillar — в России уже работает. В 2000 году американская компания построила завод, выпускающий большегрузные самосвалы, в Ленинградской области, а в 2010 открыла предприятие по выпуску кузовов для карьерных самосвалов в Новосибирске.

Доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга Факультета финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС Сергей Хестанов сомневается в перспективах реализации идеи Минска.

— Теоретически это возможно, но важно понимать, что рынок такого рода техники довольно узкий. Это техника, которая будучи один раз купленной эксплуатируется десятилетиями.

Весьма вероятно, что заявление сделано с целью лучшего доступа на российский рынок, какими-то преимуществами на территории России. Но если оно локализовано здесь, то значительная часть стоимости остается в России. Скорее всего, привлекает это.

«СП»: — В нынешней экономической ситуации, плюс еще политической в Белоруссии, подобные проекты вообще реализуемы?

— Да, но там много нюансов. Я, к сожалению, не помню точно, насколько велики пошлины при поставках такой техники и тем более, какой налоговый режим по таким поставкам в Белоруссии. Но обычно у производителя возникает интерес к локализации, когда барьер в виде пошлин достаточно значительный. Если этого нет, то смысла нести затраты ради реализации на другой площадке.

Стоимость в России и Белоруссии, скорее всего, сопоставима, но процесс переноса стоит приличных денег. Мне кажется, что это либо дежурное заявление без реальных намерений, либо один из способов снижения платежей, которое делает предприятие при реализации продукции в России.

«СП»: — Но Белоруссия, судя по всему, заинтересована в СПИК.

— То есть они хотят, чтобы кто-то за это еще и заплатил. В таком случае, мне кажется, особых перспектив это не имеет.

Экономист Леонид Хазанов придерживается другой точки зрения.

— И в России, и в мире последние годы наблюдался хороший спрос на большие самосвалы, которые используются для работы на карьерах по добыче полезных ископаемых, главным образом, руд черных и цветных металлов — в них хорошо доставлять с их дна, значительные объемы сырья прямиком на рядом расположенные обогатительные фабрики, так как это будет значительно дешевле, чем обычными «КамАЗами». Сейчас заказы на них поуменьшились в связи с глобальным экономическим кризисом, приведшем к приостановке или сдвигу ряда проектов разработки месторождений, тем не менее, в долгосрочной перспективе они будут расти.

«СП»: — На что рассчитывает Минск, выходя с таким предложением?

— Для «БелАЗа» создание производства в России дает прекрасную возможность потеснить на ее рынке своего заклятого конкурента Catepillar и тем самым расширить собственные позиции, заодно и доходы. Для властей Беларуси оно станет источником дополнительного пополнения казны, ведь выручка будет поступать «БелАЗу» и с него в виде налогов — в бюджет Беларуси.

И, наконец, в Минске рассчитывают таким образом укрепить пошатнувшиеся экономические отношения между Россией и Беларусью. Может быть, там даже думают, что смогут при необходимости держать горнодобывающую промышленность нашей страны на крючке, если «БелАЗу» удастся выдавить с российского рынка Catepillar, в чем я лично сомневаюсь: все-таки качество грузовиков, выпускаемых Catepillar, будет получше, чем у его белорусского конкурента.

«СП»: — А России такое сотрудничество выгодно?

— Как ни странно, да. В нашей стране грузовики подобного класса вообще не выпускаются, не считая производства, открытого американской компанией Catepillar в 2011 году. Поэтому если «БелАЗ» создаст аналогичное в нашей стране, то это может привести к снижению их стоимости для российских заказчиков. Плюс в качестве партнеров у него могут выступить отечественные предприятия, выпускающие стальной прокат и комплектующие для нужд автомобилестроения.

«СП»: — Окупятся ли инвестиции и как скоро?

— Ждать быстрой окупаемости проекта «БелАЗа» я бы не стал, она может составить не менее 10 лет. Причем речь, как я понимаю, идет о сборочном производстве, а не полного цикла, поэтому часть деталей, скорее всего, будет завозиться из Беларуси: руководители «БелАЗа» не пойдут на закрытие мощностей у себя на родине. Им выгоднее наладить сборку в России, сэкономив тем самым на материалах и логистике.

Реализовать данный проект в принципе ничто не мешает, тем более, что Минск и ранее ставил его на повестку дня. Основные проблемы, которые надо решить — это, кто будет партнером с российской стороны, причем партнером со значительными финансовыми ресурсами, какая государственная поддержка будет предоставлена со стороны России и где размещать будущее предприятие. Если их решить, то все препятствия на пути его претворения в жизнь будут сняты.

– сообщает Свободная Пресса

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»