Итоги ЕГЭ: Скандалы сменили географию
В России закончилась эпопея под названием «сдача ЕГЭ». Для некоторых подготовка к Единому госэкзамену растянулась на годы и стоила родителям серьезных финансовых вложений. А кому-то просто повезло.
На 300 баллов ЕГЭ сдали выпускники из 20 российских регионов.
Лучшей по результатам ЕГЭ в этом году стала Москва, на втором месте — Подмосковье. Далее идут Татарстан, Санкт-Петербург, Нижегородская, Тульская и Тюменская области. Это следует из анализа итогов экзаменационной кампании 2024.
Оценку в 300 баллов получил один выпускник из ДНР, где действует добровольный порядок сдачи ЕГЭ. Также 300-балльниками стали по одному выпускнику из Самарской, Саратовской, Оренбургской, Кировской, Новосибирской, Челябинской и Свердловской областей, Алтайского и Краснодарского края, Ямало-Ненецкого округа и Республики Калмыкия.
На фоне этих оптимистичных отчетов все же не дает покоя один вопрос: куда девались 300-балльники с Северного Кавказа? Ведь там была их обширная популяция…
— Да, была такая история, — делится с «СП» доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, директор Образовательного комплекса № 109 Москвы Евгений Ямбург. — После всех этих неприятных случаев изменили условия приема. Более жесткой стала форма проведения ЕГЭ, везде повесили камеры, жестко работали приемные комиссии. Ну и наукой стали предыдущие истории, когда под суд пошли прокуроры, чьи дети набрали 300 баллов. Вскрылся и еще один неприятный факт: в разные регионы Кавказа рассылали одинаковые варианты ЕГЭ. Сейчас все это в прошлом.
И именно после тех астрономических цифр стобалльников с Северного Кавказа там начались тщательные проверки. В Рособрнадзоре приняли решение: все работы, набравшие от 80 до 100 баллов, перепроверят на региональном уровне, а особо подозрительные — еще и на федеральном. Под пристальное внимание попали выпускники всех субъектов Северного Кавказа. Больше всех «прославилось» Ставрополье, где в скандальной ситуации с досрочным ЕГЭ по русскому языку разбирается не только Минобр, но и следователи. В итоге работы лишились несколько чиновников, замешанных в скандале.
Однако, на смену скандалу со стобалльниками на Кавказе пришел скандал с московскими рекордсменами ЕГЭ. Дескать, в Москве больше возможностей — и у детей, и у родителей. Тут и лучшие учителя, и самые крутые репетиторы.
«Москва высасывает из регионов лучшие педагогические кадры, в столице выше зарплаты и, соответственно, есть возможность нанять лучшего репетитора. Условия и возможности в российских регионах на сегодня разные. Но, с другой стороны, я против отмены ЕГЭ. Это дает возможности ребятам из регионов поступать в самые престижные вузы.
Еще лет 20 назад процветало мздоимство, и поступить в институт можно было за взятку или имея связи. Сейчас это фактически исключено. Но вопросы к ЕГЭ все же остаются, и я — за организацию широкой дискуссии по реформе ЕГЭ с представителями учительского сообщества", — заявил «СП» председатель Межрегионального педагогического профсоюза «Учитель», преподаватель истории и обществознания из Нижегородской области Дмитрий Казаков.
И все же вопрос остается: почему в Москве больше стобалльников и показатели ЕГЭ лучше? С ним мы обратились к Евгению Ямбургу.
— Москва блестяще сдает ЕГЭ, потому что в столице больше мотивированных к высшему образованию детей. И деньги тут совершенно ни при чем. В этом году в школе № 109, которую я возглавляю, было введено так называемое «Бесплатное репетиторство».
Успешные дети онлайн работали с теми, кто слабее или не усвоил материал. Также сработала и дифференциация по направлениям: у нас много профильных классов. Есть медицинские, инженерные, филологические. Помогло и разделение на разные уровни. Например, будущие филологи сдавали базовую математику, где задания легче, а те, кто настроился, например, на Мехмат — углубленный вариант.
А что думают о своем успехе сами 300-балльники этого года?
Мердан Байрамов, выпускник «Медицинского Сеченовского Предуниверсария», набравший 300 баллов по химии, биологии и русскому языку: «Успех на 90% зависит от самого ученика. И хотя занятия с репетитором могут быть полезны, главным является желание и способность работать самостоятельно. Самым важным во время сдачи для меня было поддерживать спокойствие, чтобы не ошибиться в пустяках и сохранить способность критически мыслить в стрессовой ситуации. Во многом ЕГЭ — это испытание даже не знаниями, а стрессом», — признается выпускник.
Выпускник московской школы № 1288 им. Н.В. Троян Берат Караташ, сдавший на высший балл экзамены по обществознанию, английскому и русскому языкам: «Стресса во время экзаменов я вообще не испытывал.
Должен признаться, я мог бы тратить гораздо больше времени на учебу, однако я прекрасно осознавал, как важно «не выгореть» за два года непрерывной подготовки, поэтому позволял давать себе немного больше свободы. Очень важно относиться к ЕГЭ с азартом, как к соревнованию. Это позволяет снизить уровень стресса и даже получить некоторое удовольствие от сдачи экзамена".
Ангелина Фомченкова, выпускница школы № 1 города Шимановска Амурской области, сдавшая на высший балл историю, обществознание и русский язык: «В 11 классе пришлось сместить фокус на подготовку, поэтому другие сферы жизни остались без внимания, но я об этом не жалею нисколько. Считаю, что по-другому я бы не сдала на 300 баллов… Когда пришла оценка за обществознание, я даже заплакала, потому что в этот предмет вложила всю душу».
— сообщает Свободная Пресса