Радуйся, мигрант: власти могут отменить РВП

В МВД России предложили отменить разрешение на временное проживание (РВП). Вместо этого соответствующий законопроект, выложенный на сайте ведомства, предполагает три миграционных режима — краткосрочного пребывания (не более 90 дней в течение календарного года), долгосрочного пребывания (больше 90 дней, без получения разрешения на постоянное проживание) и постоянного проживания, который будет действовать бессрочно.

Для пребывания в стране мигрантам придется получить единый документ с электронным носителем, который будет действовать в течение 10 лет. В него будут внесены данные о прохождении дактилоскопии и результаты медицинского освидетельствования, включая информацию о наличии или отсутствии наркозависимости и инфекционных заболеваний, например, ВИЧ.

Кроме того, в ведомстве предложили создать реестр недобросовестных приглашающих лиц — физических и юридических, а саму трудовую миграцию регулировать с помощью таких информационных ресурсов, как реестр иностранных работников и электронный реестр работодателей.

Ранее сообщалось о том, что иностранные граждане по прибытии в Россию должны будут подписывать «соглашение о лояльности» с правилами пребывания и осуществлением трудовой деятельности в стране.

Существующее сейчас разрешение на временное проживание —это подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем его личность. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года, продление разрешения на временное проживание законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Опрошенные «СП» эксперты считают, что предложенный механизм сделает учет миграционных потоков более прозрачным и облегчит жизнь самим мигрантам, весь вопрос в том, как именно будет реализована инициатива.

— Эту идею обсуждали последние десять лет, она приобретала новые формы, но не заканчивалась внесением изменений в законодательство, — говорит юрист, преподаватель кафедры конституционного права РАНХиГС Сергей Андрейцо. — Основная проблема РВП была в том, что его практически невозможно было получить, особенно в некоторых регионах. Разрешение выдавалось по квоте, которая была очень маленькой и заканчивалась почти сразу. Чем руководствовались при определении и выдаче этой квоты, тоже не совсем ясно. Получали их благодаря родственным связям или иными способами, что порождало серый рынок.

Отказ от РВП — это очень прогрессивный шаг. Этот механизм ругали почти все специалисты, тем более, что он еще и значительно затягивал сроки получения гражданства.

Реестр мигрантов — тоже хорошая идея. Вопрос в том, как все это будет реализовываться. И раньше бывали хорошие инициативы в миграционной сфере, например, тот же патент. Но на стадии реализации они начинали пробуксовывать.

Еще один вопрос в том, насколько в МВД готовы к внедрению собственного предложения. Миграционная служба была более многочисленной, чем соответствующий отдел МВД, а законопроект предполагает, что в систему нужно будет вносить до 10 миллионов миграционных граждан в год и следить за учетом. Это будет сложно, поэтому в ведомстве должны отвести достаточный срок на внедрение этой инициативы, которая потребует колоссального изменения документооборота.

«СП»: — Как будет работать реестр мигрантов и работодателей?

— Это интересный момент, который пока не ясен. У нас на рынке труда существуют массовые аутсорсинги иностранных граждан, поэтому нужно определить, кто у конкретного мигранта является работодателем. Будут ли отражены в реестре фактические трудовые отношения и разберутся ли службы, какая фирма является реальной, покажет время.

Часто бывают, что сперва принимают закон, а потом начинают думать, как его выполнять. Поэтому интересно не столько самое это предложение, сколько то, когда появится его четкая концепция и как оно будет реализовано. Хотя, повторю, саму отмену РВП с его коррупционными схемами, можно только приветствовать. Это решение давно назрело, но необходимо будет четко унифицировать все базы и устранить возможные «родовые травмы» этого закона до того, как он начнет действовать, чтобы не пришлось, как с миграционным учетом, устранять их 10 лет.

— Этот закон приведет контроль над миграционными потоками в более адекватное и приближенное к реальности состояние, — убежден председатель Комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский. — Жизнь как иностранных, так и российских граждан от этих законопроектов станет удобней. На территории РФ до начала пандемии единовременно находилось 2,3 миллиона человек трудовых мигрантов, сейчас около 1,7 миллиона. Это огромное количество, и понятно, что многие граждане РФ с ними также связаны. Кроме того, огромное количество иностранцев прибывает к нам с другими целями.

Ныне действующая форма — регистрация с постоянным обязательным проживанием по месту регистрации — изначально была признана не очень эффективной. Но другого механизма тогда придумать не смогли. Сегодня же появились другие механизмы — цифровизация, регистрация на сайте, отслеживание с помощью телефона, единая информационная система и так далее. Возможностей контроля стало гораздо больше.

МВД в соответствии с новыми реалиями жизни и новыми механизмами контроля предлагает и новые инструменты. Уже давно говорили о том, что имеющийся режим регистрации пора пересматривать. Вот МВД и реагирует на реалии и мнения специалистов, возможно, даже не так оперативно, как хотелось бы, но их тоже можно понять — сначала нужно все проверить.

Посмотрим, как все это будет реализовано на практике. Возможно, постоянная регистрация будет отменена либо сохранена только в электронном виде, так что человек не обязательно должен быть зарегистрирован по месту проживания. Тем более что раньше этот адрес места проживания некоторые недобросовестные товарищи толковали слишком буквально и требовали, чтобы мигрант находился там практически все время, что физически невозможно.

«СП»: — Хорошая ли идея — создать единый реестр иностранных работников и работодателей, у которых они работают?

— Насчет реестра работников замечаний нет, к реестру работодателей есть вопросы, поскольку пока не ясно, кто и как будет в него попадать, должно ли там присутствовать предприятие, в котором когда-то был хоть один иностранный работник, или там будут только те, кто нанимает большое количество мигрантов.

Последние годы работодатели предпочитают брать на работу отечественных сотрудников, потому что с иностранными слишком много мороки. Этот механизм может еще больше осложнить им жизнь. Хотя, как я уже сказал, у нас достаточное большое количество иностранных работников на территории страны. Кроме того, до начала пандемии у нас находилось около 280 тысяч иностранных студентов, которые давали работу порядка 30 тысячам преподавателей, не считаю других работников вузов.

Это миф, что иностранцы только отбирают рабочие места. Наоборот, они их создают, и пандемия ярко это продемонстрировала. Если со стройки исчезают рабочие, даже низкоквалифицированные, она останавливается. А это колоссальная цепочка — останавливается и бетонное производство, и производство спецодежды, и поставки продуктов на стройку, и так далее.

В целом же при грамотной реализации инициативы МВД давно назрели и должны улучшить жизнь людей. Понятно, что кому-то хотелось бы, чтобы их реализация была более быстрой, но дров наломать легко, а исправлять ошибки сложно.

– сообщает Свободная Пресса

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»