Что все-таки не так с российскими дорогами?

Россия едва не замкнула сотню худших стран по качествуавтомобильных дорог. В рейтинге, который был приурочен к давосскомуэкономическому форуму, мы оказались на 99 месте.

Всего в список попала 141 страна. И результат самой большой изних в очередной раз заставил задуматься, что же все-таки являетсяглавной проблемой при дорожном строительстве в России: климат илибесхозяйственность (назовем это так)? Или все вместе? Или что-тоеще?

Принято считать, что в наших широтах обустройство дорог болеезатратно по сравнению с многими, более теплыми, странами. Однако,по мнению ряда экспертов, это явное преувеличение.

По данным государственных контролирующих служб, на сегоднянормативным требованиям соответствуют менее 80 процентовфедеральных трасс, на строительство и ремонт которых выделяетсябольшее всего бюджетных средств. Дорог регионального значения,состояние которых можно признать удовлетворительным, в два разаменьше – чуть более 40 процентов. Хотя по субъектам такженаблюдается заметный разброс. При этом финансирование региональных дорог по понятным причинам кратно меньше.

Но, по мнению специалистов дорожной сферы, даже на те средства,которые правительство выделяет, вполне можно было бы добитьсяприемлемого качества дорожной инфраструктуры по всей стране. Насамом деле стоимость дорожного строительства в России не настолькоотличается от США, Канады и стран Европы. Разве что в Юго-восточнойАзии на это требуется меньше средств, замечают российскиеученые-транспортники.

Впрочем, в нашей стране есть одна проблема, которая делаетдорожное строительство более хлопотным и затратным, по сравнению сразвитыми странами. Это необходимость подготовки земель, оформлениеправа собственности на участки, необходимость переукладкиинженерных сетей, вырубка зеленых насаждений и тому подобныемероприятия. Это съедает значительную часть сметных расходов пристроительстве.

В других странах совершенно иной подход к вопросу подготовкиземли под строительство дороги, который существенно упрощает всебюрократические моменты и сокращает не только время строительства,но и бюджетные затраты.

Эксперты также признают, что в России дорожные объекты сложно подогнать под определенные стандарты.Приходится учитывать особенности рельефа, климата (а он во многихрегионах очень серьезно отличается), застройки, потребность вразвязках, мостовых и прочих сооружениях. Отсюда постоянныепроблемы завышения стоимости работ. Таким образом, серьезныефинансовые потери заложены уже на этапах проектирования и выборатехнологий строительства.

По мнению дорожных экспертов, необходимо пересмотреть прежниенормативы расчета стоимости дорожного строительства, с учетомстремительного развития технологий и изменения других факторов. Ониссылаются на зарубежный опыт, где благодаря современным методикамрасчета сметы строительства, вероятность превышения стоимостисоставляет не более 10 процентов. Эти расчеты учитываютклиматические условия, расчетную интенсивность движения и другиефакторы, влияющие на срок службы дорожного полотна. Исходя из нихзакладывается толщина слоя и методика строительства. Ведьэкономичнее построить долговечную трассу, чем латать ее каждые 2-3года.

Примечательно, что ряд технологий, обеспечивающих надежность ивысокое качество дорог, основаны на методиках, разработанных еще вСоветском Союзе почти 100 лет назад. По словам ученых, сегодня естьуспешные разработки, способные снизить себестоимость строительныхработ. Но необходимо пересмотреть государственные стандарты итребования. И более предметно заняться разработкой новыхотечественных технологий для повышения качества строительства дороги продления срока их службы. Иначе десятки миллиардов бюджетныхсредств будут по-прежнему расходоваться неэффективно, заключаютэксперты.

Источник: car.ru

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»