Полеты во сне и наяву: Якутия смотрит в небо и думку гадает

Начало лета разделило жителей Якутии на два лагеря: тех, кто смог достать относительно недорогой билет, чтобы улететь в теплые края, и кто — нет. Количество поступивших в продажу субсидированных авиабилетов по льготным категориям и по прописке в Дальневосточном федеральном округе очень ограничено. Везет немногим, остальным остается только возмущаться.

Еще задолго до летнего периода купить авиабилеты по прописке из Якутска в Москву не представлялось возможным — все было разобрано. По этой категории субсидии вот уже который год подряд забирает «Аэрофлот». Местная авиакомпания «Якутия» по этому виду субсидий летает в Санкт-Петербург.

Но билетов, естественно, не хватает. Поэтому многие якутяне лишены возможности по доступной цене вылететь в тот же отпуск. Не обязательно в Москву или в Питер, на Дальнем Востоке тоже есть, где отдохнуть. Но и это проблематично.

10 с лишним лет назад путем слияния на Дальнем Востоке была создана Авиакомпания «Аврора». Цель создания — как раз перелеты внутри Дальневосточного федерального округа.

Если посмотреть на официальные отчеты, дела в «Авроре» идут неплохо. По опубликованным в СМИ данным, только в 2024 и в 2025 году эта авиакомпания получит по 6,7 млрд рублей ежегодно. А в 2027 году — 7 млрд рублей.

Но жителей Якутии эти цифры как-то мало вдохновляют. Потому что, во-первых, есть цифры других ведомств, а во-вторых, — личный опыт.

В прошлом году после проверки Счетной палаты выяснилось, что «Аврора» регулярно не выполняет заявленное количество рейсов по некоторым социально значимым маршрутам, на которые получает субсидию. И даже не выставляет билеты на продажу. Была масса других нарушений. В том числе указывалось, что есть проблемы «с завышением суммы необходимой поддержки».

Впрочем, у Счетной палаты одни вопросы к «Авроре», у нас, пассажиров — другие.

Вот, к примеру, согласно Перечню субсидируемых в 2024 году маршрутов в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2021 № 1172 «Аврора» осуществляет рейсы из Хабаровска в Якутск, Улан-Удэ — Якутск, Чита—Якутск, Благовещенск—Якутск, Красноярск—Якутск.

Конечно, спасибо, что не забыли про Улан-Удэ и Читу. Но где Владивосток? центр для развития внутреннего туризма, так сказать. Субсидированного рейса Якутск — Владивосток нет. А вот взять билет в тот же Улан-Удэ — да без проблем. Они свободны в продаже, бери хоть сейчас.

Тоже самое можно сказать про другие рейсы «Авроры» по Дальнему Востоку. Например, есть такой — Хабаровск — Кавалерово. Если что, Кавалерово — это поселок городского типа с населением 13 тысяч с лишним человек в Приморье. Это что, такой необходимый рейс? Тем более что этот населенный пункт связан автодорогами с другими.

Есть также рейс Магадан — Кепервеем. А Кепервеем — это вообще село в Чукотском автономном округе, тоже имеющим круглогодичную автодорогу с окружным центром.

Вот откуда эти рейсы?

А меж тем, недавно произошел такой случай.

Мой друг, как участник телефестиваля в Магадане «Русский Север», должен был вылететь по месту проведения мероприятия. И как он полетел? Он вынужден был купить билеты из Якутска в Новосибирск (!), просидеть там несколько часов. И только потом вылететь в Магадан. Стоила эта дорога туда и обратно почти 70 тысяч рублей. Представляете? А по времени она заняла сутки.

То есть если бы он вылетел из Якутска в Магадан, напрямую, то потратил бы 2,5 часа и гораздо меньше денег. Но, поскольку прямого рейса, пришлось делать так.

Конечно, можно было бы взять билет «Авроры» из Якутска до Хабаровска. Но дело в том, что эта авиакомпания не летает из Хабаровска в Магадан. Долететь по этому маршруту можно только… авиакомпанией «Аэрофлот». А стоимость — не несколько тысяч, а почти 20 тысяч рублей.

Вот и все.

Очевидно, что маршрутная сеть составлена не пойми как. Жители Якутии просто впадают в ступор, когда пытаются долететь из дальневосточного пункта «А» в дальневосточный же пункт «Б».

Почему вообще на таких маршрутах как Хабаровск-Магадан стоит и без того суперприбыльная (по недавней отчетности) авиакомпания «Аэрофлот»? Разве это ее дело — летать внутри Дальнего Востока?

Складывается впечатление, что дальневосточное небо (маршруты) «нарезают» в интересах чьих-то компаний. У кого есть связи, кто «находит подходы» к нужным людям, тот и отхватывает куски пожирнее.

В итоге получается, что в Харбин или Пекин, куда охотно летает та же «Аврора», жителям Якутии добраться быстрее и легче, чем в тот же Владивосток. Меж тем, одними из самых востребованных направлений для якутян являются перелеты внутри самой республики и по западным направлениям. По которым, как уже было сказано, субсидированных билетов не достать.

По идее, этими стратегическими вещами должно было озаботиться полпредство президента на Дальнем Востоке, Миндальвостокразвития. Но они-то как раз и выступали закоперщиками создания «Авроры». И пока очень довольны ею.

Почему так происходит? За ответом на этот вопрос мы обратились к Олегу Смирнову, Заслуженному пилоту СССР. В советские годы он занимал пост заместителя министра гражданской авиации (1983−1990 гг.). Звонку из Якутии он не удивился.

—  Когда я работал заместителем министра, в Якутии бывал очень часто, в советское время республике уделялось много внимания. А авиации — особенно. Если вспомнить, каждая деревня якутская имела прямую связь с другими населенными пунктами. Сейчас ситуация резко изменилась, к сожалению.

«СП»: — Это так. Куда-то улететь — проблема. Надеялись, что с созданием компании «Аврора» дела пойдут лучше. Не случилось. Был ли вообще смысл ее создавать, да еще объединять под ее началом региональные авиакомпании Дальнего Востока?

Для Якутии, вы знаете, самое большое значение имеют внутренние перевозки. А это делает местная авиакомпания «Полярные авиалинии». Но стоимость, допустим перелета из Среднеколымска в Якутск — 47 тысяч рублей в одну сторону. Этих же проблем «Аврора» не решает.

— Непростой вопрос, но я хочу отметить, что сам факт создания такой компании — это шаг вперед. Особенно с учетом того, что были практически разрушены все местные авиаперевозки Сибири, Дальнего Востока. Да и в целом по стране — у нас работали 3000 аэропортов, осталось 2000 с небольшим. Видите, как резко все изменилось после 1990-х годов. Поэтому решение о создании «Авроры» хоть и с опозданием почти в три десятка лет, это шаг правильный.

Я хорошо знаю Константина Сухоребрика (гендиректор авиакомпании «Аврора» — ред.), он толковый мужик, эффективный человек. А идея была какая — в эту авиакомпанию в том числе включить и «Якутию».

«СП»: Да, ее включили, но решению наших вопросов это никак не помогло.

— Ей должны были дать полномочия и часть тех средств, которые выделены на эти цели авиакомпании «Аврора».

«СП»: Мне трудно об этом судить, нет информации на этот счет. Но я вижу, что, допустим, рейс Якутск—Улан-Удэ для нас не является первостепенным. А он субсидируется. И такая ситуация с рейсами касается не только Якутии.

— И все же я полагаю, что создание «Авроры» — шаг правильный. Другой разговор, как это повлияло, например, на якутские авиационные дела. Вот тут, конечно, надо очень серьезно разбираться.

При этом надо понимать, что работу авиакомпаний, особенно тех, которые обслуживают местные направления, осложняет ситуация с авиапарком. Я об этом много раз говорил.

Наша страна была великой самолетостроительной державой, а превратились в отсталое в этом отношении государство. По методе либералов перестали выпускать свою технику. Вы помните, Гайдар заявил: а зачем нам свое самолетостроение, это очень дорого, много денег надо, ученых, инженеров, конструкторов и так далее. И сказал, что договорился с «Боингом», что они дадут нам необходимое количество самолетов. Вот они и помогли.

В итоге сегодня Якутии авиации не хватает. Но если есть пункт, где живут оленеводы, животноводы, пусть даже несколько семей, но постоянно — они должны иметь регулярную воздушную связь с районным центром, или со столицей республики. То есть должно быть, как в советское время.

Но не на чем летать! Нет техники. Ан-2 на последнем издыхании, а вертолет — это дорогая штука, она для полетов обходится в 6 раз дороже. Ми-8 не годен для подобных перевозок. Для других целей — да, но не для таких.

То есть нужна техника, поэтому вокруг этой темы сейчас идут дебаты, и уже планы есть. Самолет «Байкал» готовится. Кстати говоря, его хвалят. Но я к этому отношусь скептически. А почему? Да потому что это чиновники из ОАКа и Минпрома привыкли жить на бюджетные деньги. То есть не зарабатывать и творить, а из бюджета получать миллиарды, а то и триллионы. Они успешно научились осваивать эти деньги. А как осваивать — вы сами хорошо видите.

Поэтому сейчас мы уперлись в эту проблему — отсутствие техники, на которой можно летать в арктических районах. А у нас 60 процентов территории не имеют ни железных, ни автомобильных дорог. Единственный способ передвижения — это авиация. Вот вокруг этого и надо строить политику. А наши либералы, наверное, по географии имели твердую «двойку». Нужно строить самолеты, аэропорты, а они все оглядываются на Исландию, на Францию, на Канаду.

Мы сейчас пожинаем результаты колоссальных ошибок наших руководителей, которые на протяжении 30 лет разрушали наше самолетостроение.

Они ничего не сделали, чтобы модернизировать тот же Ан-2. А возьмите китайцев. Почему Китай — вторая экономика мира? Уже стремятся к первой, а мы в хвосте плетемся. Хотя были тоже в числе первых. Потому что у китайцев мозги на месте. Они взяли наш Ан-2, переделали его немного, поставили другой двигатель, оборудование, назвали его по-своему и за этим самолетом стоит очередь.

Среди наших либералов не нашлось таких мозгов. Что неудивительно, их мозги заточены под другое.

Ан-24 — и сегодня актуальный для нашей страны, особенно для Якутии, самолет. Он может садиться и на лед, и на снег, и не нужна ему бетонная полоса. Великолепный самолет для северных регионов. Китайцы это поняли, переделали, вдохнули в него вторую жизнь. А наши либералы продолжают покупать себе яхты и прочее.

Вот в чем дело. То есть тут не частная проблема, характерная только для Якутии, это проблема в масштабах всей страны.

Я знаю: возможности того же Сухоребрика ограничены. Тем не менее надо спросить его, почему, если якутская авиакомпания влилась в «Аврору», в Якутии нет надежной внутренней связи? Скорее всего, им тоже не на чем летать. Если бы у них были самолеты типа Ан-2, наверняка они прикрыли бы Якутию. Но этих самолетов нет.

«СП»: Но «Полярные авиалинии», которые осуществляют перевозки внутри Якутии, как-то же летают. Хотя садишься в Ан-24, к примеру, самолет весь дребезжит, и гадаешь — упадешь или нет.

— Да, все это старье. Также как и с западной техникой — проблема одинаковая. Была разрушена система производства комплектующих для самолетов. Самолет — сложное устройство, комплектующих миллионы, их делали несколько наших заводов. И делали отлично. На одном — одно выпускали, на другом — другое. Как весь мир делает. А теперь у нас даже деталей нет на замену. Поэтому я понимаю вас, когда вы боитесь, поднимаясь на борт.

Запад нас обложил санкциями, но еще до них малую авиацию угробили люди, которые должны были заниматься ее развитием.

– сообщает Свободная Пресса

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»